РУС БЕЛ ENG

Всё об инклюзии

Каждый имеет право быть разным

Телевизионный цикл фильмов «Каждый имеет право быть разным»

свернуть

Нормативная правовая база (инклюзивное образование)

1.Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948)
2.Декларация прав ребенка (ООН, 1959)
3.Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960)
4. Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969) 
5.Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971) 
6.Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975) 
7.Санбергская декларация (ЮНЕСКО, Торремолинос, Испания, 1981) 
8.Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989) 
9.Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, Джомтьен, Таиланд, 1990) 
10.Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН, 1993) 
11.Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 1994, ЮНЕСКО принята правительствами 92 стран и 25 международными организациями на Международной конференции по специальным потребностями в образовании (Special Needs Education)) 
12.Декларация принципов толерантности (ООН, 16.11.1995)
13.Дакарские Рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств (Всемирный форум по образованию, Дакар, Сенегал, 2000)
14.Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006), статья 24
15.Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь
16.План мероприятий по реализации в 2016–2020 годах Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, утвержденным Министром образования Республики Беларусь 29.01.2016 г.

свернуть

Этапы создания инклюзивной среды

Этапы создания инклюзивной среды:

1.Подготовительный этап

Признание руководством  инклюзии, как одного из приоритетов организационного развития.

Создание организационной структуры по инклюзивному образованию: Совет по инклюзивному образованию, Компетентностный центр.

Определение и выделение источников финансирования.

2.Организационно-технический этап

Адаптация зданий, помещений для создания безбарьерной среды жизнедеятельности.

Создание инфраструктуры инклюзивного образования (напр. мест для самостоятельной работы учащихся с особыми потребностями, комнаты уединения).

Приобретение специальных технических средств.

3.Содержательный этап

Повышение квалификации педагогов, сотрудников и руководителей по вопросам инклюзивного образования.

Проектная деятельность.

Методическая работа.

4.Этап формирования инклюзивной корпоративной культуры

Воспитание ценностного отношения к многообразию и гетерогенности.

Организация совместной деятельности представителей гетерогенных групп в корпоративных мероприятиях.

Информационно-пропагандистская работа.

5.Этап создания системы поддержки учащихся с особыми образовательными потребностями

Выявление и учет учащихся, нуждающихся в особой подготовке, диагностика их проблем.

Формирование команд сопровождающих (тьюторов) и наставников.

Создание системы медицинского и психолого-педагогического сопровождения.

Разработка учебных планов, программ по проблемам многообразия и гетерогенности.

Информационная поддержка представителей гетерогенных групп.

6.Этап развития сетевого взаимодействия

Работа с детьми и родителями с особыми образовательными потребностями, не посещающими учреждения образования (информирование, консультирование, поддержка).

Включение родителей учащихся с особыми образовательными потребностями в инклюзивную среду. 

Привлечение социальных партнеров.

Работа с выпускниками и будущими работодателями.

Взаимодействие с органами властями.

 

свернуть

Определение и принципы инклюзивного образования

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

5. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

6. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

7. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

свернуть

Создание специальных условий для обучающихся с особенностями психофизического развития

Подготовка к инклюзии в учреждениях образования Оршанского района

сентябрь 2025 СШ № 6 День знаний - праздник для всех!

 

свернуть

Территория равных возможностей: удивительный мир профессий для глухих

Мир не стоит на месте — каждый год мы узнаем о новых востребованных профессиях, которым можно обучиться, чтобы начать карьеру с нуля или изменить призвание.

Человек, имеющий слабый слух, или не имеющий его вообще, ограничен в выборе профессий. Но, тем не менее, предложений на рынке труда достаточно.

Направления, в которых может трудиться человек с ограничениями по слуху:

IT-индустрия

В этой сфере слух не так важен, как зрение. Программисты, создатели сайтов, тестировщики приложений востребованы на сегодняшний день. Можно пройти соответствующее обучение и найти хорошо оплачиваемую работу, возможно даже удаленную.

Создание и редактура текстов

Копирайтеры, корректоры, редакторы — это все вакансии, доступные людям с нарушениями слуха. Главное здесь — грамотность, оперативность, в том числе и в скорости печати.

Бьюти-индустрия

Несмотря на то, что в этой сфере необходимо общение с клиентами, можно найти выход и стать великолепным парикмахером, визажистом, стилистом, мастером ногтевого сервиса, массажистом и так далее.

Рабочие специальности

Грузчики, сантехники, сборщики на заводе, автомеханик, слесарь, электромонтер. Женщинам подойдут, например, профессии швеи, повара, пекаря.

Профессии, связанные с переработкой информации, документами. Например, экономист, делопроизводитель, архивариус.

Можно выбрать варианты, где нужно будет взаимодействовать с природой. Это садовод, цветовод, озеленитель, садовник, зоолог, эколог и т.д.

Творческие профессии тоже доступны слабослышащим и глухонемым. Среди востребованных в этой области специальностей можно отметить дизайнера (интерьера, одежды, ландшафта и т.д.), художника-оформителя, модельера, фотографа, оператора.

При полной глухоте можно общаться с клиентами посредством мессенджеров или записок. В этом случае можно работать часовщиком, мастером ремонта обуви, сумок, изготовителем ключей, перетягивать мебель, заниматься шиномонтажом. Женщины могут утроиться гладильщицами белья, посудомойщицами, пойти в швейный, хлебобулочный цеха. 

Если инвалидам с нарушениями функций слуха хочется быть спортсменами, они могут в перспективе стать участникам Паралимпийской сборной. Это и хобби, и карьера.

Удаленная работа для слабослышащих людей В случае проблем с официальным трудоустройством можно оформить самозанятость и работать дома. Наиболее популярные профессии для удаленной занятости: копирайтер, редактор, переводчик текстов; разработчик сайтов, веб-дизайнер, специалист по рекламе; тестировщик; разработчик мобильных приложений.

Конечно, представителями этих профессий не рождаются. Однако, человек может получить базовое среднее образование, а потом пройти курсы или марафон в интернете, чтобы обучиться азам профессии и подготовить первое портфолио. Предлагая услуги заказчикам, он наработает опыт и станет хорошим специалистом.

Современные технологии и изменения в обществе открывают новые возможности для людей с ограниченными возможностями, и каждый может найти профессию по душе.

свернуть

Материалы областного Ресурсного центра по инклюзивному образованию

Взаимодействие с родителями детей с ОПФР в условиях совместного обучения и воспитания

Каталог статей периодических изданий по вопросам инклюзивного образования

Каталог статей периодического изданий РАС

Каталог статей периодических изданий в сфере специального образования

Организация инклюзивных мероприятий с детьми с аутистическими нарушениями

Планы-конспекты занятий по формированию толерантного отношения к лицам с ОПФР

Повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях инклюзивного образования

Подходы к организации образовательного процесса и коррекционной работы в условиях класса совместного обучения и воспитания

Подходы к организации предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного и общего среднего образования для детей с аутистическими нарушениями

Создание специальных условий для включения отдельных категорий детей в образовательный процесс учреждения основного образования

Формирование инклюзивной культуры у участников образовательного процесса

Электронная база материалов по вопросам инклюзивного образования

Электронная база методических материалов по вопросам инклюзивного образования

Электронная база мультимедийных материалов 2021-2022

Электронная база мультимедийных материалов для использования информационных коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми с ОПФР

свернуть