РУС БЕЛ ENG

Родителям

Образовательные и реабилитационные услуги для детей с особенностями психофизического развития в ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Оршанского района»

Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, психофизические особенности которых требуют повышенного к ним внимания, психолого-педагогической коррекции. Известно, чем раньше ребёнку оказана коррекционная помощь, тем быстрее наступит положительный результат, а значит, более успешным будет обучение в дальнейшем.

       Система специального образования в Оршанском районе представлена группами  и  классами интегрированного обучения и воспитания, специальными группами; пунктами коррекционно-педагогической помощи при средних школах и дошкольных учреждениях; двумя учреждениями специального образования: государственным учреждением образования ”Вспомогательная школа №24 г.Орши“ ; государственным учреждением образования ”Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Оршанского района“ .

        В учреждениях дошкольного и общего среднего образования Оршанского региона, совместно с учителями  и воспитателями работают такие специалисты, как учителя-дефектологи и педагоги-психологи, оказывающие коррекционно-педагогическую и психологическую помощь всем детям с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР), а также консультативную помощь их родителям.

        В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности «особого» ребёнка и ситуацию. Для этого необходимо обратиться за помощью  специалистам государственного учреждения образования ”Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Оршанского района“ (далее – ЦКРОиР), деятельность которого осуществляется уже 1999 года.  С первых дне своего существования ЦКРОиР в Оршанском районе выступает учреждением образования, координирующим систему специального образования в регионе.

        На базе ЦКРОиР ежедневно работает психолого-медико-педагогическая комиссия, задачей которой является комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка с последующим определением программы обучения и, по необходимости, направлений коррекционной помощи. Диагностика детей проводится строго в присутствии законных представителей. По результатам родители получают консультацию спецалистов и заключение ЦКРОиР с указанием наиболее оптимального образовательного маршрута.

       В 2011 году ЦКРОиР создана лекотека, посредством реализации проекта ”Вместе за особого ребёнка“, финансируемого Христианским Детским Фондом. Лекотека – это библиотека дидактических и развивающих, игр, пособий, игрушек, воспользоваться которыми могут родители с целью организации игровой деятельности детей с ОПФР в домашних условиях.

       В ЦКРОиР с 2004 года осуществляется оказание ранней комплексной помощи (дале – РКП) детям с ОПФР в возрасте до трёх лет, что включает в себя выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребёнка с ОПФР в возрасте до трёх лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье или в ЦКРОиР. РКП проводится при тесном взаимодействии с организациями здравоохранения с максимальным сокращением разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения и воспитания ребёнка с ОПФР. Занятия специалистов проводятся по следующим направлениям: сенсорное развитие; физическое развитие; эмоциональное развитие; речевое развитие; социальное развитие. РКП осуществляют как педагогические, так и медицинские работники. Учителем-дефектологом проводятся коррекционно-развивающие занятия по коррекции и развитию психических процессов; музыкальным руководителем проводятся музыкально-ритмические занятия по сенсорному и моторному развитию; педагогом-психологом проводятся занятия по коррекции и развитию эмоциональной и поведенческой сфер; по назначению врача инструктором ЛФК проводятся занятия лечебной физкультурой, медсестрой по массажу – массажные процедуры. Для оказания РКП в ЦКРОиР оборудован специальный кабинет, в котором создана адаптивная образовательная среда, обеспечивающая малышам разнообразный сенсорный опыт, активность в движении, игре, предметно-практической деятельности. В феврале 2014 года кабинет РКП нашего ЦКРОиР признан в Витебской области одним из лучших (занял 2-ое место в областном смотре-конкурсе кабинетов РКП). Специалисты ЦКРОиР были награждены почётной грамотой за использование командного подхода по оказанию РКП детям раннего возраста.

       С 2009 года в ЦКРОиР функционирует Ресурсный центр по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с ОПФР, в рамках которого консультативную и методическую помощь получают педагоги специального образования и родители детей с ОПФР Оршанского региона. В ресурсном центре собраны и систематизированы учебные, методические, дидактические, практические материалы по работе с детьми с ОПФР. Опыт работы Ресурсного центра положительно отмечен на методических и конкурсных мероприятиях областного и республиканского уровня.

        С 2005 года в ЦКРОиР функционирует сенсорная комната ”Снузлин“, что стало возможным посредством участия в проекте ”Радио: Звёзды надежды“, финансируемого Христианским Детским Фондом.

        В 2016 году сенсорная комната в ЦКРОиР была переоборудована, что стало возможным в результате реализации местной инициативы ”Шаг вперёд для детей с ОПФР“, направленной на реабилитацию детей с ОПФР через оказание им коррекционно-психологической помощи посредством мобильной сенсорной комнаты, в рамках проекта международной технической помощи ”Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь“, исполняемого Министерством экономики Республики Беларусь, реализуемого программой развития ООН и финансируемого Европейским Союзом (далее – ЕС/ПРООН). На создание мобильной сенсорной комнаты Европейским Союзом было выделено 13.500 евро, что позволило приобрести современное специальное оборудование (более пятидесяти наименований): интерактивное, фиброптическое, вибромузыкальное, световое, техническое, спортивное, мягкая и модульная мебель, игровые пособия, тренажёры и массажные приспособления и др. Мобильность сенсорной комнаты заключается в возможности создания светлой и тёмной сенсорной комнаты, различными по своей функциональности, а также возможности перемещения оборудования из одного учреждения образования в другое, подборе оборудования с учётом контингента детей и их особенностей, работы сенсорной комнаты в нескольких учреждениях образования одновременно. Мобильная сенсорная комната – это адаптивная среда для детей с ОПФР, которая становится ступенькой не только к сохранению и укреплению здоровья, но и ступенькой к инклюзии. Мобильная сенсорная комната действует по принципу «образование к детям», что позволяет обеспечить полное и равное осуществление всех прав и основных свобод детей с ограниченными возможносями, в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 года, подписанной Беларусью в 2015 г. За период реализации инициативы ”Шаг вперёд для детей с ОПФР“ мобильная сенсорная комната функционировала в пяти учреждениях образования Оршанского района, в результате чего коррекционно-педагогическую и психологическую помощь получили 260 детей с ОПФР, 50 родителей, которая была направлена на развитие и коррекцию речевого, сенсорного и интеллектуального развития детей, на снятие эмоционального напряжения, профилактику стресса и психосоматических заболеваний у взрослых. Коррекционно-развивающие занятия, сеансы релаксации с детьми с ОПФР и их родителями в условиях сенсорной комнаты проводили педагоги-психологи и учителя-дефектологи учреждений образования Оршанского района, которые приобрели практические умения и навыки работы с детьми и взрослыми с использованием специального оборудования посредством методической учёбы в ЦКРОиР. Занятия в сенсорной комнате способствовали улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, нормализации нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности, улучшению психического и физического здоровья детей и взрослых. Поэтому педагоги и родители назвали сенсорную комнату – «комнатой-доктором». На сегодняшний день сенсорная комната (в двух вариантах – светлая и тёмная) установлена и ежедневно функционирует в ЦКРОиР, в условиях которой получают помощь 36 детей с ОПФР раннего возраста (до 3-х лет), 18 детей с ТМНР и в детском саду  36 для детей с ОПФР г. Барани.

Разные возможности, равные  права

        В ЦКРОиР для детей с ТМНР (данная категория детей ранее считалась необучаемой) организовано обучение  в условиях двух дошкольных групп и двух специальных классов. Особенность образовательного процесса в ЦКРОиР заключается в его коррекционной и социально-реабилитационной направленности. Коррекционная помощь направлена на исправление или ослабление психических и физических нарушений, активизацию познавательной деятельности, развитие мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, формирование навыков самообслуживания, общих способностей к учению, что обеспечивает профилактику неблагоприятного хода развития личности ребёнка с ОПФР.

        Мероприятия по социальной реабилитации обучающихся ЦКРОиР направлены на повышение адаптационных возможностей организма детей, уровня самообслуживания, общения, а также создания оптимальных условий для их интеграции в общество. Всё это способствует предоставлению детям с ОПФР равных возможностей для участия в социокультурной жизни общества, формированию и развитию необходимых умений и способностей для самостоятельной жизнедеятельности.

        Ввести ребёнка в мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания личности с ТМНР. Такие дети отличаются особой восприимчивостью к социальным воздействиям, поэтому их необходимо приучать жить среди людей, формируя определенные психологические качества и навыки общения. Этому способствует организованная в ЦКРОиР досуговая деятельность. С целью формирования у обучающихся с ТМНР навыков социального взаимодействия совместно с волонтёрами проводятся праздники, экскурсии и дружеские встречи. В изменяющихся социально-экономических условиях для решения  проблем социальной адаптации и интеграции детей с ОПФР в обществе, становления системы инклюзивного образования совместные мероприятия, творческие конкурсы являются важным условием, способствующим не только развитию социальных и коммуникативных навыков «особых» детей, но и формированию толерантного отношения у обучающихся учреждений образования общего типа к лицам с ОПФР.

”Вместе за особого ребёнка“

        В обучении и воспитании детей с ОПФР очень важно тесное сотрудничество педагогов и родителей. Сотрудничество со специалистами ЦКРОиР необходимо не только для получения конкретных умений и навыков у ребенка, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся полноправными партнёрами педагогов, а в чём-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребёнку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистами методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания и развития своего ребёнка, взять на себя огромный, повседневный труд помощи ребёнку.

        Если ваш ребенок или ребёнок ваших знакомых нуждается в коррекционной помощи, двери государственного учреждения образования ”Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Оршанского района“ всегда открыты для вас. ЦКРОиР находится по адресу: г. Орша, улица Пантелеймона Лепешинского, дом 20; проезд до остановки ”Раница“. Предварительная запись на консультацию, психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется ежедневно с 15.00 до 17.00  по телефону  56-23-62.

свернуть