РУС БЕЛ ENG

Всё об инклюзии

Территория равных возможностей: удивительный мир профессий для глухих

Мир не стоит на месте — каждый год мы узнаем о новых востребованных профессиях, которым можно обучиться, чтобы начать карьеру с нуля или изменить призвание.

Человек, имеющий слабый слух, или не имеющий его вообще, ограничен в выборе профессий. Но, тем не менее, предложений на рынке труда достаточно.

Направления, в которых может трудиться человек с ограничениями по слуху:

IT-индустрия

В этой сфере слух не так важен, как зрение. Программисты, создатели сайтов, тестировщики приложений востребованы на сегодняшний день. Можно пройти соответствующее обучение и найти хорошо оплачиваемую работу, возможно даже удаленную.

Создание и редактура текстов

Копирайтеры, корректоры, редакторы — это все вакансии, доступные людям с нарушениями слуха. Главное здесь — грамотность, оперативность, в том числе и в скорости печати.

Бьюти-индустрия

Несмотря на то, что в этой сфере необходимо общение с клиентами, можно найти выход и стать великолепным парикмахером, визажистом, стилистом, мастером ногтевого сервиса, массажистом и так далее.

Рабочие специальности

Грузчики, сантехники, сборщики на заводе, автомеханик, слесарь, электромонтер. Женщинам подойдут, например, профессии швеи, повара, пекаря.

Профессии, связанные с переработкой информации, документами. Например, экономист, делопроизводитель, архивариус.

Можно выбрать варианты, где нужно будет взаимодействовать с природой. Это садовод, цветовод, озеленитель, садовник, зоолог, эколог и т.д.

Творческие профессии тоже доступны слабослышащим и глухонемым. Среди востребованных в этой области специальностей можно отметить дизайнера (интерьера, одежды, ландшафта и т.д.), художника-оформителя, модельера, фотографа, оператора.

При полной глухоте можно общаться с клиентами посредством мессенджеров или записок. В этом случае можно работать часовщиком, мастером ремонта обуви, сумок, изготовителем ключей, перетягивать мебель, заниматься шиномонтажом. Женщины могут утроиться гладильщицами белья, посудомойщицами, пойти в швейный, хлебобулочный цеха. 

Если инвалидам с нарушениями функций слуха хочется быть спортсменами, они могут в перспективе стать участникам Паралимпийской сборной. Это и хобби, и карьера.

Удаленная работа для слабослышащих людей В случае проблем с официальным трудоустройством можно оформить самозанятость и работать дома. Наиболее популярные профессии для удаленной занятости: копирайтер, редактор, переводчик текстов; разработчик сайтов, веб-дизайнер, специалист по рекламе; тестировщик; разработчик мобильных приложений.

Конечно, представителями этих профессий не рождаются. Однако, человек может получить базовое среднее образование, а потом пройти курсы или марафон в интернете, чтобы обучиться азам профессии и подготовить первое портфолио. Предлагая услуги заказчикам, он наработает опыт и станет хорошим специалистом.

Современные технологии и изменения в обществе открывают новые возможности для людей с ограниченными возможностями, и каждый может найти профессию по душе.

свернуть

Каждый имеет право быть разным

Телевизионный цикл фильмов «Каждый имеет право быть разным»

свернуть

Определение и принципы инклюзивного образования

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

свернуть

Нормативная правовая база (инклюзивное образование)

1.Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948)
2.Декларация прав ребенка (ООН, 1959)
3.Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960)
4.Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969) 
5.Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971) 
6.Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975) 
7.Санбергская декларация (ЮНЕСКО, Торремолинос, Испания, 1981) 
8.Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989) 
9.Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, Джомтьен, Таиланд, 1990) 
10.Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН, 1993) 
11.Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 1994, ЮНЕСКО принята правительствами 92 стран и 25 международными организациями на Международной конференции по специальным потребностями в образовании (Special Needs Education)) 
12.Декларация принципов толерантности (ООН, 16.11.1995)
13.Дакарские Рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств (Всемирный форум по образованию, Дакар, Сенегал, 2000)
14.Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006), статья 24
15.Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь
16.План мероприятий по реализации в 2016–2020 годах Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, утвержденным Министром образования Республики Беларусь 29.01.2016 г.
17.Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2017-2021 гг.

свернуть

Рекомендации по созданию специальных условий для обучающихся с особенностями психофизического развития

Этапы создания инклюзивной среды

Этапы создания инклюзивной среды:

  1. Подготовительный этап

Признание руководством  инклюзии, как одного из приоритетов организационного развития.

Создание организационной структуры по инклюзивному образованию: Совет по инклюзивному образованию, Компетентностный центр.

Определение и выделение источников финансирования.

  1. Организационно-технический этап

Адаптация зданий, помещений для создания безбарьерной среды жизнедеятельности.

Создание инфраструктуры инклюзивного образования (напр. мест для самостоятельной работы учащихся с особыми потребностями, комнаты уединения).

Приобретение специальных технических средств.

  1. 3. Содержательный этап

Повышение квалификации педагогов, сотрудников и руководителей по вопросам инклюзивного образования.

Проектная деятельность.

Методическая работа.

  1. Этап формирования инклюзивной корпоративной культуры

Воспитание ценностного отношения к многообразию и гетерогенности.

Организация совместной деятельности представителей гетерогенных групп в корпоративных мероприятиях.

Информационно-пропагандистская работа.

  1. Этап создания системы поддержки учащихся с особыми образовательными потребностями

Выявление и учет учащихся, нуждающихся в особой подготовке, диагностика их проблем.

Формирование команд сопровождающих (тьюторов) и наставников.

Создание системы медицинского и психолого-педагогического сопровождения.

Разработка учебных планов, программ по проблемам многообразия и гетерогенности.

Информационная поддержка представителей гетерогенных групп.

  1. Этап развития сетевого взаимодействия

Работа с детьми и родителями с особыми образовательными потребностями, не посещающими учреждения образования (информирование, консультирование, поддержка).

Включение родителей учащихся с особыми образовательными потребностями в инклюзивную среду. 

Привлечение социальных партнеров.

Работа с выпускниками и будущими работодателями.

Взаимодействие с органами властями.

 

свернуть

Подготовка к инклюзии в учреждениях образования Оршанского района

декабрь 2024 Бабиничская СШ Республиканская акция «Наши дети»

октябрь 2024 Бабиничская СШ Спортивный праздник  «Спорт. Движение. Радость»

май 2024 СШ № 16     Единый урок, посвященный Дню Победы.

апрель 2024 СШ № 6  Посещение библиотеки «Вместе помогаем птицам»

январь 2024 СШ № 20   Экскурсия в Центр безопасности МЧС

январь 2024 СШ № 16   Музыкальный калейдоскоп

декабрь 2023 СШ № 3    Неделя инклюзивного образования «Мы все нужны, мы все важны»

ноябрь 2023 СШ № 16    Мероприятие «Витамины – путь к здоровью»

октябрь 2023 ДС № 36    Музыкальное развлечение «Путешествие в страну Доброты и добрых дел» 

октябрь 2023 ДС № 38    Музыкальное развлечение «Художница-Осень»

октябрь 2023 ДС № 27    Празднование Дня матери 

сентябрь 2023  СШ № 21 Вместе весело шагать

сентябрь 2023 БАБИНИЧСКАЯ СШ Республиканский межведомственный совет по правам инвалидов

сентябрь 2023 СШ №6 г.Орши Акция «Хоровод дружбы»

сентябрь 2023 СШ №16 г.Орши Линейка, посвященная началу нового учебного года

май 2023 СШ №6 г.Орши Экскурсия в город Минск, турслет, победитель районного этапа олимпиады по информатике

февраль 2023 СШ №21 г.Орши Все мы разные

февраль 2023 СШ №21 г.Орши Подарим друг другу радость

февраль 2023 СШ №6 г.Орши Школьный конкурс строя и патриотической песни.

февраль 2023 СШ №13 г.Орши Диалоговая площадка «Беларусь: вчера, сегодня, завтра»

январь 2023 СШ №13 г. Орши Экскурсия в Мемориальный комплекс «Хатынь» 

январь 2023 ДС №27 г. Орши Семинар-практикум «Формирование готовности педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования»

свернуть

Материалы областного Ресурсного центра по инклюзивному образованию

Взаимодействие с родителями детей с ОПФР в условиях совместного обучения и воспитания

Каталог статей периодических изданий по вопросам инклюзивного образования

Каталог статей периодического изданий РАС

Каталог статей периодических изданий в сфере специального образования

Организация инклюзивных мероприятий с детьми с аутистическими нарушениями

План работы областных ресурсных центров на 2022/2023 учебный год

Планы-конспекты занятий по формированию толерантного отношения к лицам с ОПФР

Повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях инклюзивного образования

Подходы к организации образовательного процесса и коррекционной работы в условиях класса совместного обучения и воспитания

Подходы к организации предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного и общего среднего образования для детей с аутистическими нарушениями

Создание специальных условий для включения отдельных категорий детей в образовательный процесс учреждения основного образования

Формирование инклюзивной культуры у участников образовательного процесса

Электронная база материалов по вопросам инклюзивного образования

Электронная база методических материалов по вопросам инклюзивного образования

Электронная база мультимедийных материалов 2021-2022

Электронная база мультимедийных материалов для использования информационных коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми с ОПФР

свернуть

Материалы Международной научно-практической конференции